Застой в регулировании рынка газа и прогресс в регулировании финансового рынка

облакослов2Любой, кто наблюдает за рынком газа в России, легко мог заметить, что никакие регуляторные изменения в последние несколько лет не происходят без поручений президента.
Постановление правительства №323 «О реализации природного газа на организованных торгах…», например, не исполнялось до тех, пока комиссия при Президенте по ТЭК не вынесла поручений доложить о начале торгов газом.
Что же решила президентская комиссия в этот раз на тему рынка газа? В октябре 2015 года комиссия, конечно, собралась, но о газе не говорили, кажется, вовсе, а в итоговый протокол вошло только добродушное пожелание о «дальнейшем совершенствовании» и неожиданно абсурдная идея о «закреплении в контрактах обязательств по обеспечению поставок в пиковые периоды». Эту идею впервые высказал заместитель председателя правления Газпрома В.А. Голубев, и имел в виду следующее — «если независимые производители хотят получить доступ к экспорту, то пусть несут также и бремя поставок газа в трудные российские регионы». Но в данной формулировке идея преобразилась. «Закрепить в контрактах» обязательства по поставкам в пиковые периоды, конечно, возможно, но исполнять эти обязательства может только газотранспортная система. Более того, обязательство Газпрома транспортировать их газ в любой регион в пиковый период, учитывая его постоянные отказы в доступе, независимые производители воспримут как благо само по себе, вне зависимости от доступа к экспорту. Но, безусловно, обсуждение вопроса кончится только докладом.
Кстати, в протокол вошло довольно конкретное поручение о необходимости предоставить доступ независимым производителям газа к Силе Сибири со сроком доклада 15 мая 2016. Срок этот прошел, доклад, наверное, вышел удачным!
Могу привести другие примеры — разработанные сотрудниками ФАС, несомненно считающими себя специалистами в вопросах регулирования рынка газа, проекты постановлений правительства не принимаются на любой стадии. Есть даже проект постановления, который остановлен на самой последней стадии — о недискриминационном доступе к транспортировке газа.
Содержание этих проектов обсуждать решительно нет никакого желания — оно на обычном уровне компетентности сотрудников ФАС, но наглядно видно, что без президентских поручений эти постановления приняты не будут.
Принимая во внимание решающую роль президентских поручений можем считать, что нынешние обсуждения величины повышения транспортного тарифа не приведут к изменению методики тарифообразования. ФАС принял для себя волшебную цифру 2% (почему? просто потому, что маленькая) и уже напринимал решений об индексации различных тарифов разным организациям газовой отрасли именно на эту величину. Вроде бы, новатэк и Роснефть подали свои предложения изменить расчет «тарифа» в связи сокращением необходимых инвестиций в газопроводы, но для принятия и даже для разработки нет поручения, а, значит, не будет и решения.
Последние капли уверенности пропали, когда прозвучала жалобная просьба с нотками отчаяния «Мы надеемся, что ФАС как орган власти, ответственный за развитие конкуренции на внутреннем рынке, организует широкое публичное обсуждение…»
http://tass.ru/ekonomika/3313728
Это вообще не в привычках ФАС. Зачем публичное обсуждение?
На сайте ФАС висит состав «Экспертной комиссии по развитию конкуренции на рынках газа» и содержит людей, более не занимающих указанные должности, а, может и вообще ушедших из отрасли. Последнее обновление о своей деятельности на рынке газа датировано декабрем 2014 года! То есть практически полтора года развивать конкуренцию на рынке газа ФАС, в общем, видимо, считал не нужным, и так неплохо получается.
Вообще, по поводу пересмотра тарифа на транспорт — могло бы получиться изящно — Газпром потерял прибыльность экспорта, потерял прибыльность российского рынка, а теперь у него отнимут и транспортные доходы? Завидовать этому трудно, и даже сотрудников Газпрома легко понять — денег становится меньше, а отказывать в доступе они желают по-прежнему. Хорошо было бы, если бы просто приносили деньги, а газ не транспортировали.
На тему доступа — вот что показывает история в том числе биржевых торгов газом. Напоминаем историю — кроме биржи СПбМТСБ первые сделки совершила и другая биржа — ОАО «Санкт-Петербургская биржа», причем, что любопытно, с полностью независимыми производителями, это тот самый Геотрансгаз, который на СПбМТСБ небрежно называют «Геотранс», который не зависит от «большой тройки» газового рынка — Газпрома, Новатэка, Роснефти. Но транспортировку газа по этой сделке Газпром осуществить не смог! Кто-то мог бы посчитать это свидетельством ненадежности нашей хрупкой газотранспортной системы, управлять которой государство доверило Газпрому, но, видимо, Газпром просто отказал в доступе, ссылаясь на обычные причины.
По сути можно считать, что Газпром запретил торговать газом ОАО «Санкт-Петербургская биржа», а теперь, если верить устным выражениям, процитированным Интерфаксом, решил разрешить торговать газом двум другим биржам — Мосэнергобиржа и Биржа «Санкт-Петербург».
Это довольно интересный факт, который говорит о том, что, возможно, по причинам потери обычных доходов, Газпром решил стать не только фактическим регулятором газового рынка, но и регулятором финансового рынка. То есть он уже отрегулировал три биржи и одного брокера, выдал им предписания, предупреждения, запреты и разрешения, решив поправить в этом руководство Банка России, которое без разрешения газпромовских менеджеров выдает лицензии кому попало.